Пандемия вернет леспром на внутренний рынок
Все области промышленности пострадали от коронавируса и еще больше от последующего мирового кризиса. Лесная отрасль не исключение, а если учесть засушливое лето и лесные пожары, то о восстановлении в ближайшем будущем не стоит даже говорить. Но, по мнению экспертов и для предприятий леспрома есть интересные направления для развития, которые позволят продержаться в ближайшие годы. Об этом говорили участники онлайн-конференции по поддержке лесного бизнеса, организованной комитетом по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты.
"Малому и среднему бизнесу в леспроме необходимо переключить внимание с внешнего на внутренний рынок, - считает председатель комитета ТПП РФ Сергей Алексеев. - При поставках на экспорт, конечно, цена товара выше, но на внутреннем рынке выше спрос. Пандемия заставила людей поменять взгляды на жизнь, на собственное здоровье, поэтому грядет бум спроса на деревянное домостроение. В ближайшем будущем люди не будут вкладывать миллионы долларов в огромные аляповатые коттеджи. Спрос будет на экологичные дома из бревна и бруса площадью от 80 до 150 квадратных метров. И это хороший стимул для развития малого и среднего бизнеса в лесных регионах".
Как уже было сказано выше – из-за пожаров и неблагоприятных природных условий лесозаготовка была временно приостановлена. Особенно на Севере и Дальнем Востоке, где было остановлено даже производство у мелких и средних предприятий.
Также проблемы возникли из-за развернувшейся торговой войны между США и Китаем. В итоге значительно упал спрос на экспорт всех продуктов лесоперерабатывающей отрасли – от бумаги до высокотехнологичных изделий из дерева.
Как можно увидеть, итоги первого полугодия 2020 года очень плачевные, ведь лесозаготовка и лесопереработка – одна из важных, системообразующих отраслей для России, много рабочих мест в сельской местности есть только в этой области и без них уровень безработицы поднимется куда выше самых пессимистичных экономических прогнозов. Сергей Алексеев считает, что, кроме проблем, вызванных коронакризисом, накопилось также не мало сложных вопросов, требующих срочного решения. Например, борьба с насекомыми-вредителями, логистикой и другими немаловажными вопросами.
"За последние 15 лет в Лесной кодекс было внесено более 60 изменений, - заметил Сергей Алексеев. - Изменения еще будут и в связи с поправками в Стратегию развития лесной отрасли до 2030 года. Такая частота нововведений не способствует спокойной и стабильной работе комплекса, особенно малого бизнеса, которому сейчас тяжелее всего. Он не способен за счет собственных средств построить лесные дороги, стало быть, не может вывезти заготовленное. А зимой не всегда можно успеть создать запас сырья на весь год, да и разницу между "зимним" и "летним" лесом специалисту объяснять не надо. Считаем, что малому бизнесу в сегменте леспрома, особенно в условиях пандемии, необходима государственная поддержка".
При этом роль МСБ в лесопользовании трудно переоценить. Так, в 2019 году, по оценке Минприроды РФ, половина всей заготовленной древесины - 175 миллионов кубов - пришлась на малых и средних арендаторов делянок. В бюджеты всех уровней от них поступило 5,7 миллиарда рублей, в том числе 4,6 миллиарда - в казну регионов.
"Минприроды рекомендовало администрациям субъектов РФ предоставить малому и среднему бизнесу отсрочки по уплате арендных платежей в части, превышающей минимальный размер арендной платы. А для обеспечения здоровой конкуренции подготовлен законопроект о проведении лесных аукционов только в электронной форме", - сообщил директор департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов и охотничьего хозяйства Минприроды Андрей Грибенников. Есть еще одна проблема, которую необходимо решать, считает Сергей Алексеев - сократить зависимость от импортных поставщиков деревообрабатывающего оборудования.
Сейчас оно в основном зарубежное. Поэтому лесная отрасль сильно зависит от международной ситуации, хотя логично, чтобы Россия сама диктовала условия на мировом рынке древесины.
Сейчас по запасам лесных ресурсов наша страна находится на втором месте после Бразилии и в два раза превосходит США, при этом вклад лесного сектора в ВВП в 10 раз ниже США и в 1,5 раза ниже Бразилии. На Россию приходится всего около 3 процентов от общего объема продукции мирового ЛПК, тогда как доля Финляндии - 8,4, Швеции - 10,1, США - 12,7, Канады - 17,3 процента, сообщили в Минпромторге.