Новая волна пандемии - бизнес ждет поддержки
2020 стал настоящей проверкой прочности не только российской экономики, но и экономики всех стран в мире, а также их возможности кооперации и взаимопомощи. Такую ситуацию даже спрогнозировать было невозможно, настолько сложными сложились условия, сложившиеся в результате пандемии коронавируса. Удивительно, что экономика России, считающаяся одной из самых слабых, не только устояла в этом шторме, но и показала неплохие результаты, превышающие показатели более развитых стран.
Экономика России не такая гибкая, как, скажем экономика европейских стран или США, это стало отчетливо ясно, когда Центробанк России не торопился снижать ключевую ставку, как это было там. Также немало проблем доставили накопившиеся структурные ошибки в экономике. Решения принимались разобщенные, не было толковой обратной связи и в результате было потеряно не мало времени, прежде чем все стало действовать хотя бы относительно так, как задумывалось.
При этом стоит отметить, что несмотря на все препоны, созданные означенными выше проблемами, наша экономика переживает кризис значительно легче. В то время, как во всем мире наблюдается снижение ВВП от 15 до 30 и более процентов, в России только к ноябрю этот показатель дошел до -8%. Это даже с учетом ужесточенных санкций против России со стороны США и Евросоюза в связи с последними политическими событиями на Украине, в Белоруссии и с Алексеем Навальным.
Таким хорошим показателям мы обязаны эффективной работе государственного кабинета. Решения принимаются быстро, оперативно и средства направляются именно в те области, где это необходимо – на поддержку семей с детьми, МСП. Отсрочки по уплате налогов, помощь в снижении издержек бизнеса, компенсация утерянных в результате пандемии оборотных средств компаний, льготное кредитование системных и градообразующих предприятий. Эти программы продолжают работать и запускаются новые, подготовка к которым требовала больше времени, чем это было в условиях пандемии.
В октябре 2020 года снова началось ухудшение эпидемиологической ситуации в стране и несмотря на то, что таких тотальных мер, как полная самоизоляция граждан и остановка бизнеса не были применены, та поддержка, которая была оказана в апреле-мае должна быть повторена.
Это необходимо для развития реального сектора. Промышленная политика должна быть более ориентирована именно на отечественное производство, импортозамещение должно набирать обороты, для продукции российской промышленности должны быть внедрены дополнительные преференции. Такие работы ведутся, в частности, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Уже приняты новые нормы по квотам госзакупок. Но этого недостаточно, необходимы более системные и всеобъемлющие решения.
Так, банковская система должна стать более ориентированной на клиента – граждан и бизнес, предоставляя им доступные кредитные продукты. Маржинальность коммерческих банков должна уменьшаться, в чем уже способствует текущая политика Центробанка. И этот процесс должен набирать обороты.
Необходимо наращивать экспорт, выходя на новые международные рынки со своей продукцией, с низкой себестоимостью. Этому поможет дополнительное субсидирование для бизнеса на улучшение и снижение стоимости логистики, сертификацию продукции и другие ключевые моменты. В условиях дефицита бюджета на дальнейшие налоговые послабления рассчитывать не приходиться, но поддержку, финансовую и нефинансовую, необходимо расширять.
Заслуживают внимания новые финансовые инструменты: субсидирование продвижения через маркетплейс доставки российской продукции до конечных потребителей, а также аренды складских и торговых помещений; субсидирование послепродажного обслуживания; поддержка предоставления гарантии обратного выкупа. Требуется модернизация опорных лабораторий в целях повышения качества сертификации в соответствии с требованиями внешних рынков на нашей территории, а также выдачи протоколов испытаний с использованием международного знака ILAC.
Реализация этих мер, несомненно, будет способствовать трансформации промышленной сферы, позитивному изменению экономического ландшафта страны в целом.