Интеграция инноваций в промышленный сектор
Один из самых сложных вопросов, который тормозит развитие экономики и промышленного сектора в России – внедрение инноваций на всех стадиях производства – от разработки до ввода в эксплуатацию. Не раз поднимался этот вопрос, были разработаны различные программы на государственном уровне, призванные довести эти процессы до реализации на деле.
Существующие программы для внедрения инноваций
Главная национальная программа, созданная, чтобы раз и навсегда решить наболевший вопрос – «Цифровая экономика». Ее задача заключается в создании новой модели взаимодействия между бизнесом, властью, экспертным и научным сообществами для повышения конкурентоспособности России на глобальном уровне.
Вторая актуальная государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная правительством в 2014 году. По итогам ее реализации к 2024 году в стране должна быть создана "конкурентоспособная, устойчивая, структурно сбалансированная промышленность, способная к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, нацеленных на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития страны".
На данный момент обе этих программы не дали значимых результатов, к тому же на развитие и финансирование сильно повлияла ситуация с COVID-19.
Как следует из данных Росстата, по состоянию на 2019 год, доля промышленности в ВВП страны составила 29,8%. При этом на долю расходов на исследования и разработки во всех отраслях, по подсчетам специалистов ЮНЕСКО, приходится 1,3% от ВВП, или 40,3 млрд долларов по паритету покупательной способности. В 2020 году, согласно данным Министерства промышленности и торговли, на развитие производств должно было быть выделено 485 млрд рублей, а общий объем финансирования за счет федерального бюджета должен был составить 1,06 трлн рублей. На данный момент точных цифр о реальном состоянии финансирования нет, итоги будут подведены только в 2021 году, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что развитие этих программ сильно замедлилось.
Какие задачи поставлены перед программами внедрения инноваций в России?
В программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» включена 21 подпрограмма, направленная на конкретные отрасли. Кроме того, свои целевые программы есть и у ведомств. К примеру, Минпромторгу ставилась задача стимулировать создание и развитие инжиниринговых центров на базе частных компаний. Участниками выступали государственные институты развития (Внешэкономбанк, Роснано, "Сколково", "Российская венчурная компания", Российский фонд технического развития). В правительстве полагают, что государственная поддержка среди прочего поможет модернизировать технологическую базу, обеспечит значительный приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственных мощностей.
Российские компании могут рассчитывать на субсидии из федерального бюджета для стимулирования инновационной деятельности, помощь специального института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), участие в подпрограммах поддержки инновационного предпринимательства. Отечественным стартапам оказывают поддержку венчурные фонды, к примеру, Фонд развития интернет-инициатив, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд "Сколково".
Но все это хорошо на уровне разработки стратегий, а когда доходит до реального бизнеса, то чаще всего предприниматели не понимают, к кому обратится за поддержкой, какой именно фонд отвечает за ту или иную область. К счастью, с решением в этом вопросе можно обратится к управляющим компаниям площадок, на которых размещены производства.
Так, для стартапов в области разработки инноваций есть Фонд «Сколково», где рассматривают проекты и наиболее интересным, перспективным, направленным на решение острых проблем в различных отраслях промышленности и имеющим коммерческий потенциал, помогают с выбором площадки и привлечением инвесторов для запуска.
"Однако фокус мы делаем на проектах, которые можно отнести к Индустрии 4.0. Это различные цифровые технологии и IT-сервисы для применения в промышленности, робототехника, БПЛА и дроны и, конечно, все, что связано с новыми функциональными и конструкционными материалами и аддитивными технологиями для кастомизации производства, - объяснил Алексей Беляков. - Все это мы учитывали при проведении акселераторов совместно с "Северсталью", "НПО Энергомаш", "Росатомом", а также онлайн-акселератора Techno Skolkovo Community и программы отбора и поддержки стартапов для промышленности "Промтех".
Для производственников в этом вопросе идеальным решением станет размещение на базе аккредитованных индустриальных парков. Например, Промпарк С11 помогает своим резидентам с подготовкой необходимых документов для получения налоговых послаблений и субсидий от государства.
Что изменил COVID-19 в вопросе внедрения инноваций
В связи с пандемией изменились приоритеты. Сейчас в первую очередь фонды поддерживают проекты, направленные на борьбу с вирусом и его последствиями. Одной из компаний, получивших недавно поддержку от государства, стала фирма, занимающиеся 3D-печатью по технологии FDM. Они печатают маски, фильтры для противочумных костюмов и могут при необходимости достаточно быстро развернуть производство трубок Вентури для аппаратов ИВЛ и мешков Амбу.
Еще одним направлением, в первую очередь получающим финансирование стало IT-направление, чья деятельность облегчает переход сотрудников на удаленную работу. В качестве примера - компания UVL Robotics, выпускающая автономные складские дроны. Инвентаризация складов - непростой процесс, задействующий большое количество персонала, а использование автономных дронов позволяет сократить трудоемкость процедуры в среднем в шесть раз. При этом работа ведется дистанционно, управлять дронами можно из любого места, а для бесперебойной работы системы требуется присутствие минимального количества персонала.
Поддержка малого и среднего бизнеса в области инноваций
Другой активный участник инновационной экосистемы России - "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (МСП Банк). Если стартап рассчитывает получить какие-либо льготы, ему прежде всего необходимо доказать, что он таковым является, объяснил заместитель председателя правления МСП Банк Роман Капинос. К стартапам организация относит субъекты МСП, с даты регистрации которых к моменту подачи заявки на получение банковской гарантии прошло не более пяти лет. Среди прочих условий - работа в высокотехнологичных отраслях или по приоритетным направлениям науки и с критическими технологиями.
На помощь могут рассчитывать и "газели" - быстрорастущие инновационные высокотехнологичные субъекты МСП, если они функционируют не менее трех лет, среднегодовой темп роста их выручки за три последних года составил не менее 20% и эти компании работают в приоритетных отраслях экономики. Проекты, соответствующие этим критериям, имеют высокую конкурентоспособность.
"Мы видим достаточно большое количество проектов, финансируемых под исполнение контрактов на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг крупным корпорациям, - заявил Капинос. - В качестве примера можно привести резидента Фонда "Сколково" - "Профотек". Компания занимается производством специального оптического волокна и волоконно-оптических измерительных приборов на его основе. В 2019 году банком был предоставлен кредит в размере 50 млн рублей на реализацию проекта по инвестиционному мероприятию в части инженерно-геодезического проектирования, разработки и установки оборудования с заказчиком".
Благодаря этим поддерживающим мерам за 2018 год было запущено семь стартапов на сумму свыше 3 миллиардов рублей, еще четыре быстрорастущих «газелей» на 55 миллионов. В 2019 году их количество увеличилось в два раза по всем направлениям. Притом, что несмотря на мировой кризис и в целом неблагополучную экономическую ситуацию в России, в этом году МСП Банк уже заявил о том, что даже на текущий момент количество проектов, получивших поддержку, уже больше, чем было в 2019 году. И спрос растет.
Конечно, все далеко не безоблачно. Основной проблемой, возникающей на данном этапе, является то, что на законодательном уровне нет определений «инновационная компания» или «высокотехнологичная компания». Они не выделены отдельно, как это сделано в прогрессивных странах, поэтому им не предоставляются налоговые послабления или другие преференции, нет специальных государственных программ, регулирующих поддержку этого направления. Это отрицательно сказывается на росте и развитии.
Основная причина отсутствия поддержки на законодательном уровне – это закрытие большинства проектов вне зависимости от того, получили поддержку или нет. Это нормальная практика для стартапов в сфере высоких технологий. Но государство пока не готово на выделение дополнительных средств из-за высокого риска потерь.
За исключением сектора ВПК и атомной энергетики, российский промышленный сектор в целом не очень конкурентоспособен на мировых рынках. Безусловно, в различных отраслях есть компании-исключения, их становится больше, но в целом доля России на мировом промышленном рынке не превышает 1%. В этом смысле объем государственной помощи не оказывает принципиального влияния на ситуацию.
Можно сказать, что в России на законодательном и практическом уровне в целом реализованы все известные в мире меры господдержки стартапов. Однако все меняется, когда речь заходит о денежном выражении этих трат. При сопоставимом вкладе промышленного сектора в США и России, есть сильное отставание по размеру затрат на инновации и исследования: 495 млрд долларов на НИОКР в Соединенных Штатах против 40,3 млрд долларов в России.