Эксперты обсудили ошибки компаний при цифровизации производства
Цифровизация производства позволит облегчить общение между предприятиями, которые состоят в одной цепи производства, а также существенно сократить расходы и увеличить производительность за счет выявления и устранения «слабых» мест. Но как внедрять эти новшества и стоит ли это делать? Эту тему подробно обсудили на очередной сессии проекта «Иннопром онлайн».
Ответ на самый популярный вопрос – «стоит ли овчинка выделки», то есть имеет ли смысл вкладывать существенные суммы ради цифровизации производства? Эксперты сразу дали емкий и понятный ответ – запускать этот процесс необходимо в пилотном режиме. То есть выявляется та область, отдел, либо отдельный станок, который явно отстает в производительности от всех остальных. И именно на его примере проверяется, принесет ли ощутимую пользу внедрение новых цифровых технологий. Если итоги такого пилотного проекта удовлетворяют, тогда уже работа переходит на все производство. Посчитать же классическим способом выгоду, к сожалению, невозможно, так как проблемы выявляются на разных производствах разные и цифры «есть-должно быть» отличаются. Как правило, синергетический эффект и, как следствие, экономическая выгода после внедрения цифровых технологий на все производство превосходит даже пилотный объект.
Но и тут могут возникнуть определенные накладки. Большинство производств – это не конечный цикл изготовления какой-либо продукции. То есть, они получают сырье, которое было обработано на каком-то другом производстве и из него делают какие-то детали, запчасти и передают это дальше на следующее производство. Проблема заключается в том, что если с прошлой цепи идет бракованная продукция, то никакая цифровизация не поможет это исправить.
Следует понимать, что цифровизация производства – это не волшебная таблетка, это проработка бизнес-процессов, изменение логики производства, откладка и синхронизация всех цехов и отделов.
Поэтому некачественное сырье никак не улучшит своих качеств и свойств. Но, цифровизация производства определенно позволит выяснить количество брака, получаемого в работу. И, соответственно, у владельцев будет понимание и возможность сменить поставщика, либо потребовать, ради сохранения контракта, внедрить на производстве поставщика цифровизацию и уменьшить тем самым издержки обоих производств.
Хотя и тут кроются свои «грабли». Несмотря на общую картину успешности цифровизации, эксперты говорят, что неуспешных проектов примерно столько же, сколько успешных. Существует очень много подводных камней, которые невозможно учесть заранее, они показываются только в процессе внедрения. Начиная с неготовности собственников увидеть и признать собственные ошибки.
В целом, перспективы у этого направления есть, и они весьма многообещающие. В общей массе большего успеха добивается тот, кто начинает раньше, кто первым пройдет через все трудности, учтет ошибки, тот и достигнет целей - главное, чтобы эти цели были обозначены.
- Диджитализация должна быть неразрывно связана с бизнес-задачами, - говорит консультант по вопросам цифровизации крупной международной компании Евгений Карякин, - Первое, что мы обсуждаем с заказчиком - это нужна ли она для его целей.